Слух от родителей









Семейства детей с изъянами слуха убеждены: их малышам нужна качественная помощь врачей и педагогов, и прежде всего - ближайших людей

 

Почему у людей, которые хорошо слышат, рождаются дети с изъянами слуха? Это вопрос и до сих пор остается преимущественно без ответа. Лишь в одиночных случаях врачи могут установить причину глухоты младенца. И это при том, что поражение слуха, по статистике, случается намного чаще, чем другие врожденные пороки. А еще же дитя может потерять слух из-за болезни, даже уже начав говорить. Проблемы со слухом у ребенка обычно замечают достаточно поздно, и это неприятное "открытие" шокирует родителей и на некоторое время выводит их из жизненного равновесия. Тем временем, с каждым прожитым месяцем научить ребенка слышать и говорить становится все сложнее. А родители, которые должны были бы помочь своему беззащитному потомку, часто не знают, что делать, к кому обратиться, из чего начать..

Помощь родителям

Двое матерей из Львова впервые попали со своими детьми, которые имели проблемы со слухом, на специализированный семинар в Польше в 2004 году, в рамках голландского проекта. "Нам тогда показали, как правильно заниматься с ребенком, который имеет изъяны слуха, - рассказывает Наталья Конопатова. - Объяснили, что при тщательном диагностировании и соответствующей реабилитации ребенок может хорошо развиться и идти к общеобразовательной школе, а не к специализированному интернату". Вернувшись в Украину, взрослые учредили общественную организацию "Безграничный диалог" для родителей, которые имеют детей с изъянами слуха. Организация дает возможность поддерживать друг друга, обмениваться опытом, организовывать учебные программы при участии лучших специалистов по Украине и из-за границы - аудиологов, сурдопедагогов, психологов.

"Меня поразило, что в Польше, узнав о проблеме ребенка, самую первую помощь оказывают родителям, - вспоминает Наталья Конопатова. - Родители переживают шок, стресс, разочарование. А когда чувствуют соответствующую психологическую поддержку, то уже должны силы заниматься своими детьми". В организации родители знакомятся с другими родителями и детьми с такой же проблемой, которые уже немного научены. "Мы работаем над тем, чтобы интегрировать детей с изъянами слуха в общество здоровых людей. Для нас важно найти больше всего единомышленников и вместе изменить жизнь наших детей к лучшему", - говорит голова ГО "Безграничный диалог" Уляна Ковна. Сегодня благодаря этой организации родители могут получить всестороннюю информацию о диагностике и лечении, протезировании, учебе, об опыте реабилитации и отстаивания интересов детей с изъянами слуха. А также ознакомиться с богатым заграничным опытом. И если пока не все из него можно применить в Украине, родители верят: шаг за шагом можно дойти даже до самой отдаленной цели.

Как определить глухоту?

Самая первая проблема сегодня, которую родители стремятся решить вместе, - это нехватка ранней диагностики малышей с пораженным слухом. "В Польше в роддомах есть отоакустичная эмиссия, которая позволяет диагностировать нарушение слуха в первый месяц жизни, - рассказывает Уляна Ковна, мама мальчика с изъяном слуха. - К трехмесячному возрасту обследуют повторно. Если диагноз подтверждается, младенца протезируют, и реабилитация проходит намного быстрее. Ведь чем раньше вмешаться, тем реальнее, что ребенок будет говорить на уровни с однолетками, которые слышат. У нас же проблемы со слухом выявляют преимущественно аж в 2-3-летнем возрасте". Интересно, что на протяжении трех лет во Львове и Чернигове действовал голландский проект МАТРА, в роддомах этих городов было установлено оборудование для диагностики слуха у младенцев. Впрочем финансирование проекта прекратилось и диагностирование "замерший", хотя аппаратура осталась. Во Львове по особенной просьбе родителей младенца могут обследовать, но в обязательном порядке - как должно бы быть - этого уже не делают.

Бывают, родители и сами замечают, что малыш не слышит. Оно не реагирует на звук, не возвращается к маме или папе, когда те с ним говорят. Однако когда обращаются с этой проблемой к педиатру, тот часто "утешает": "ребенок еще маленький, перерастет". Иногда посылают "к логопеду". Педиатры, даже детские отоларингологи, как оказывается, далеко не всегда наученные, как диагностировать проблему со слухом у своих неразговорчивых пациентов. А время проходит. Хотя, когда глухота выявлена вовремя, возникает другая проблема: качественное протезирование или же имплантирование. Государство обеспечивает детей бесплатно дешевыми слуховыми аппаратами, которые не подходят в соответствии с потерей слуха ребенка. Поэтому нужно собственными средствами покупать соответствующие устройства, по 3-4 тысячи долларов.

Шум, раздражение и боль

За рубежом слуховой аппарат подбирают индивидуально, в соответствии со степенью потери слуха конкретного ребенка. Аппараты, как объясняют родители, бывают аналоговые и цифровые. Цифровые лучшие, они тоньше улавливают звук. Более того, современные технологии позволяют при большой потере слуха осуществить ребенку кохлеарную имплантацию. В Германии детей имплантируют в семимесячном возрасте. За два-три года они имеют возможность реабилитироваться и стать на уровне с однолетками. Интересно, что в немецких клиниках с детьми работают лишь специалисты с, как минимум, 20-летним опытом. Потому что малыши не могут ничего объяснить. А опытный специалист способен и "вслепую" настроить аппарат правильно, соответственно именно до того уровня слуха, который есть у ребенка.

Если электронный слуховой аппарат некачественен или настроен несоответственно, то ребенок будет чувствовать в усе лишь шум, раздражение и боль. А окружающие не смогут понять, почему же она так и не смогла заговорить. "Мы на семинаре за рубежом благодаря компьютерной программе имели возможность почувствовать на себе, что дети слышат в зависимости от уровня потери слуха и настроенности слухового аппарата. И поняли, какой титанический труд прорабатывают малыши. Наше задание - помочь им", - говорит Уляна Ковна.

Состояние слуха определяет областной врач-аудиолог, единственный на Львовщине. Однако детальное обследование можно осуществить лишь с помощью компьютерной диагностики АБР. Аппарат есть лишь в Киеве, в Институте отоларингологии им. профессора Коломийченко или же в частных центрах. Поэтому когда родители начинают догадываться, что со слухом у ребенка не все в порядке, то едут к столице. Для Львова уже было закуплено за государственные средства компьютерная диагностика АБР. Однако аппарат лежит в ящике, а родителей с малышами опять отправляют в Киев.

Если нужна кохлеарна имплантация, шансы на то, что ее сделают за государственное средство, небольшие. Ведь ребенка ставят "на очередь", время проходит. "Перед тем как решиться на операцию, начинаешь читать, узнавать, какие имплантаты является лучшими для ребенка, - рассказывает Уляна Ковна. - Имплантат вживляют около уха - на всю жизнь. Украина, к сожалению, в подавляющем большинстве, вживляют такие имплантаты, которые в мире уже не в почете. Мы, выходит, является "третьим рынком" для устаревшего оборудования. Как нам объяснил когда-то один чиновник от медицины, государство может закупить или 50 качественных имплантатов, или 100 некачественных. То лучше же отчитаться о 100"!.

Приумножение любви

Впрочем и удачная операция или протезирование - это лишь часть успеха, отмечают родители из организации "Безграничный диалог". Нужно еще несколько раз настраивать аппарат и усиленно заниматься с ребенком - учить слушать, различать звуки и человеческий язык, понимать услышанное, произносить слова. Такое возобновление слуха и вещание длится два-три года. Все звуки окружающей среды : стук в двери, пение птички, капания дождя - следует различить, назвать и запомнить. Будто с малышом, нужно развивать вещание, от самых простых тем (посуда, животные, одела) к более сложным. Несколько раз на неделю стоит заниматься из сурдопедагогом, иногда логопедом, и ежедневно - дома. Говорят, что успех здесь на 80 процентов зависит от родителей и только на 20 процентов - от медиков и педагогов.

После соответствующей подготовки ребенка можно отдавать в обычную школу, однако терять бдительность и тогда не стоит. Ведь мальчик или девочка и в дальнейшем не все услышанное сможет понять. В "Безграничном диалоге" советуют учителям сажать ребенка с изъянами слуха за первые парты, подальше от источников шума - коридора, приборов отопления, вентилятора, проектора. Для педагогов организация устроила несколько семинаров, пригласив польских специалистов. Родители свидетельствуют, что после таких семинаров взаимопонимания их детей с учителями улучшилось.

Интересно, как воспринимают свое положение деть, которых взрослые научили слышать и говорить? "Когда моей дочери были лет десять, она уже хорошо говорила, как-то из машины увидела, как глухие дети общались языком жестов, - рассказывает Наталья Конопатова. - Дочь была поражена и сказала: "Мама, благодарю, что ты научила меня говорить". И это была наибольшая награда за все мои усилия и годы труда". Бывают, у родителей через проблему опускаются руки, они не понимают, зачем им такое испытание. Уляна Ковна говорит, что довольная своей судьбой: "Меня ребенок на протяжении жизни учит бороться, отстаивать свою позицию, быть личностью. Достигать чего-то в своей жизни, не ожидая, что кто-то имеет мне что-то подать".

Главное меню

Строение и функции глаза


Проблемы со зрением

Лазерная коррекция зрения

Энциклопедия глазных болезней и состояний

Как уберечь зрение работая за компьютером

Методы улучшения зрения

Новинки фармацевтической индустрии

Ношение очков

Зрение Вашего ребенка

Спросить у врача

Интересно узнать


Рекламные ссылки

 


© Перепечатка материалов только при указании сайта http://www.eye-doctor.ru как первоисточника.

КОНТАКТЫ --- КАРТА САЙТА --- ПРАВИЛА И УСЛОВИЯ ---