Трапеза добрых дел









Во время Большого поста - об истории и нынешнем времени украинских традиций благотворительности

 

Посещать святые места и помогать требующим советуют духовные отцы. Христианство учит, что помогать ближним следует всегда, однако во время поста на добрых делах делается особенное ударение. "Ты постишься? Накорми голодных и жаждущих, посети больных, не забудь задержанных в темнице, пожалей измученных, утешь тех, кто в печали, будь милосердным, безропотным, тихим, долготерпеливым, сочувственным, незлопамятным, набожным, истинным, благочестивым, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии дарил плоды покаяния", - учил святого Василий Большой. А святитель Феофан Затворник напоминал, что благодеянием есть строительство училищ, основания больниц, строительство убежищ и других "мест успокоения нищенских и страдающих".

Благодеяния во время постаДо 1917 года Церковь на поприщах Украины действительно заботилась больными, бедными и сиротами. Как рассказал исследователь Украинской церкви, доктор истории, доцент Киевской духовной академии Арсен Зинченко, система церковных братств в Украине охватывала большинство требующих. В каждом братстве братики помогали сиротам, вдовам. Давнюю традицию имела церковная карнавка с надписью "для убогих" или "на потребности храма" или "парфюмерия": средства, которые собирали, распределяли между убогими. На западноукраинских поприщах в конце ХИХ - в начале ХХ века была известна своими социальными программами Украинская греко-католическая церковь. "Митрополит Андрей Шептицкий заботился сиротинцами, учебными заведениями, больницами. Восточноукраинским художникам предоставлял стипендии, в частности для стажировки за рубежом, - рассказывает Арсен Зинченко. - Известными стали кампании за трезвость на Галичине, которые стоило бы возобновить. Ведь теперь даже Пасху люди "отмечают" спиртным, забывая о смысле праздники". Арсен Леонидович напоминает, что большевики, придя к власти, законодательно запретили деятельность церковных благотворительных учреждений. В 1920-х ни одна религиозная организация уже не могла организовать систему опеки над требующими. Власть еще и обложила парафии огромными налогами. Впрочем во время голода 1921-23 годов священники еще пробовали организовывать обеды для голодных.

"Церковь по своей природе отличается от социальных учреждений, - объяснил владыка Евстратий (Заря), пресс-секретарь Украинской православной церкви Киевского патриархата. - Благотворительная помощь - это не есть прямое задание Церкви. Но сотрудничество, взаимодействие членов церкви в вопросах социальной помощи является естественным для христиан". Владыка Евстратий рассказал, что в УПЦ КП есть парафии, которые помогают детским убежищам, удерживают благотворительные столовые. Много лет в городе Тельманове на донецкой области действует центр "Милосердия", где находятся люди преклонных лет, от которых отказались родственники. Сейчас там строится другая часть центра, для детей, больных церебральным параличом.

"Вынуть и дать деньги - с одной стороны, самый простой способ помощи здоровье, лечение, - говорит владыка. - Но знаем из притчи, что голодному человеку лучше дать удочку и научить ловить рыбу, чем каждый раз давать по рыбине. Если человек не имеет возможностей обеспечить себя из-за болезни или преклонного возраста - бесспорно, она нуждается в особенной опеке. Но если она просто не хочет работать, и живет за счет других, одевается в убогую одежду и со скорбным выражением просит подаяние под храмом или на улицах города - то давать деньги такому человеку есть не благотворительность, а, быстрее, усыпление собственной совести, откупания от нее несколькими гривнями. Если есть внутренняя потребность помочь кому-то, то лучше это сделать непосредственно тем людям, которые рядом, - одиноким, летним - продуктами или трудом по хозяйству".

В настоящее время Киевская церковь (то есть ветки христианства, которые происходят от Володимирового крещения) имеет в Украине немало организаций и программ, к которым можно приобщиться. Одна из самых известных таких организаций - это "Каритас", что переводится как "любовь в действии". "Каритас" организует помощь убогим, летним, больным, заключенным, мигрантам, потерпевшим от стихийных бедствий - скажем, наводнения на Западной Украине.

СПРАВКА

В Киевском государстве благотворительную помощь требующим предоставляли при монастырях и при княжеских дворах. Киевские князья кормили нищенских, обустраивали убежища для калек. В 996 году большой князь Владимир Святославич выдал Устав, в соответствии с которым социальная забота о нищенских отдавалась под покровительство церкви, назначив десятину на содержание монастырей, церковных больниц и убежищ. Св. Владимир, за летописями, позволял убогим приходить на княжеский двор, чтобы поесть, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлялись телеги, нагруженные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. Князю Владимиру приписывают основание первых училищ для детей, больниц. Летописи отмечают и сыновьего Владимира - Ярослава Владимировича и его брата Мстислава. Да, при Ярославе было открыто первое в Новгороде училище для 300 юношей-сирот. Заключен Ярославом Мудрым свод законов "Русская Правда", состоял из 37 разделов и, кроме статей криминального характера, имел статьи социального устремления (8 из них посвящено проблемам защиты детей).

СТОИТ ЗНАТЬ

В старозаветной традиции благочиние является обязательным. Цедака - слово, которое означает праведность, правосудие, правду. Им называется благочиние - материальное пожертвование цадика (праведного - lavoro job). "Даже нищий, который живет из цедаки, должен давать цедаку другому", - писал знаменитый раввин XII век Рамбам. Цедакой поддерживали вдов, сирот, больных и малоимущих. При каждом обществе была куппа - шкатулка для сбора денег. В разные времена существовало несколько разновидностей благотворительных фондов, - для школ, приданого для малоимущих невест, для пасхальных кушаний убогим, для похорон бедных, узников и беженцев. В доме, на видном месте, размещали специальную копилку благочиния - "Купат цедака". У нее опускали монету перед утренней молитвой, дальним путем или по возвращению домой из путешествия, когда хотели поблагодарить Всевышнему или попросить помощи. Когда копилка наполнялась, деньги отдавали на благотворительные дела. К этой традиции детей приучали сызмальства. В ХИХ - в начале ХХ века во многих городах Украины действовали еврейские благотворительные учреждения, которые предоставляли убогим средства, обеды, образовательные программы, медицинскую и социальную помощь.

Главное меню

Строение и функции глаза


Проблемы со зрением

Лазерная коррекция зрения

Энциклопедия глазных болезней и состояний

Как уберечь зрение работая за компьютером

Методы улучшения зрения

Новинки фармацевтической индустрии

Ношение очков

Зрение Вашего ребенка

Спросить у врача

Интересно узнать


Рекламные ссылки

 


© Перепечатка материалов только при указании сайта http://www.eye-doctor.ru как первоисточника.

КОНТАКТЫ --- КАРТА САЙТА --- ПРАВИЛА И УСЛОВИЯ ---