Красный - не любовь?









Терапевты Арта, которые лечат психику с помощью кисти и красок, раскрывают скрытый смысл детских "каракуль".

 

Избавиться от хронического стресса и нервного перенапряжения можно достаточно простым способом - начать рисовать. Современные психологи называют этот метод терапией арта. Казалось бы, обычный каракуль на бумаге.. Но они много могут рассказать о своем творце - о его психологическом и эмоциональном состоянии, уровне самооценки, отношениях в семье. Эти рисунки - будто закодированные послания к самому себе. В тернопольской студии арта "Психолог и Я" новую методику апробировали еще летом. Сегодня специалисты могут похвастаться позитивными результатами.

Агрессия проявляется в острых углах

Мама 10-летней Татьяны Сластеной рассказывает, что занятия по терапии арта помогли дочке стать комуникабельнишой. "Тетянка была очень замкнутым ребенком, - говорит Майя Сластена. - Никогда не начинала разговор первой, с предостережением относилась к незнакомым людям. Боялась спать в темноте, а иногда просыпалась в ночи и жаловалась на пауков на потолке, хотя их в действительности не было. Наверное, она очень чего-то испугалась. Теперь такого нет. Тетянка стала настоящей щебетуньей. И главнее всего - уже полгода ночью спит без света. А все благодаря урокам из терапии" арта.

"Если ребенка что-то тревожит, об этом сразу расскажет ее рисунок, - рассказывает методист терапии арта Татьяна Ящишин. - В раздраженном состоянии ребенок будет рисовать резкие штрихи, преимущественно графику из многими острыми углами. Цвет красок будет полностью отвечать ее настроению. В состоянии агрессии или притеснения ребенок будет избирать темные или очень яркие краски. В ином случае, когда ребенок спокоен - рисунок будет отличаться плавностью переходов, округлостью форм, светлыми тонами".

Татьяна Ильинична рассказала, что к ней часто приводят детей, которые пережили большое потрясение. Иногда причиной становятся семейные конфликты, неурядицы с однолетками или обычный испуг. Каждый ребенок реагирует на проблему по-своему. Кое-кто перестает учиться, а кто-то просто защелкивающийся в себе.

"Прежде всего я стараюсь узнать, что это за ребенок, какие у нее отношения с родителями. Часто "корень" проблемы в неправильном воспитании, - объясняет методист. - Нет, нет, я не раскручиваю ее на откровенный разговор, а просто даю лист бумаги и краски. Рисунок будет намного более красноречивым. Чтобы знать наверное, как ребенок чувствует себя в семье, предлагаю нарисовать семейный портрет. Если ей хорошо дома, то на рисунке будут присутствовать все члены семьи. Рисунок будет выделяться плавностью линий, внутри фигур отсутствующие штрихи. Впрочем когда ребенок чувствует относительно себя враждебную обстановку дома, то позы фигур будут отображать агрессивность, фигуры будут деформированы или зачеркнуты, руки людей раскинуты в стороны. Если же нарисованные фигуры разделены барьерами, некоторые из них стертые, отсутствующие определенные части тела, это значит, что ребенок встревожен из-за домашних конфликтов. Семью, в которой сыну или дочке уделяется мало внимания, юный художник будет рисовать с возвращенными спинами или фигурами очень маленького роста".

О многом могут рассказать и отсутствующие части тела на рисунке. Когда детки, старшие пяти лет, в рисунке пропускают определенные части лица (глаза, рот) - это может свидетельствовать о нарушении в сфере общения. Символика здесь такая: председатель - ум и контроль; шея - возможность осуществления контроля ума над эмоциями; руки - установление контактов с людьми; ноги - опора в жизни и свобода передвижения.

По словам Татьяны Ильиничны, подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Изобразительная деятельность выступает в качестве своеобразного аналога графического языка. Во время рисования у ребенка исчезают разрушительные, агрессивные тенденции, которые впоследствии могли проявиться в поступках.

Дети не любят черного

Как-то на занятие к Татьяне Ильиничне одна женщина привела свою приемную дочку Валентину. Девочка была очень эмоциональной, часто конфликтовала с одноклассниками, не хотела учиться. Это сразу отобразилось в ее рисунках. Они выделялись среди других слишком яркими, можно сказать, крикливыми цветами. Казалось, ее внутреннее "я" так и кричало: "Обратите на меня внимание"!

"В начале занятия я предлагаю деткам сделать свои собственные краски с помощью муки, воды, масла и клея ПВА, а потом каждый избирает цвет, близкий ему по душе, - объясняет методист, - Валя отдала преимущество красному и помаранчевому коле­рам, это свидетельствовало о скрытой агрессии. Наиболее интересно было дальше. Когда девочка нарисовала несколько пятен и повернула лист, образовались две фигурки: ребенка, который склонился на коленях, и женщины с открытыми объятиями. Уже потом я узнала от мамы Вали, что к ней девочку хотели удочерить еще две семьи, но в последний момент отказались. Через то Валя очень разочаровалась и с большой настороженностью относилась к новым потенциальным родителям. Этот рисунок ярко выражал внутреннее состояние ребенка. Девочка очень сильно ожидала мамы, которая бы полюбила ее. С каждым занятием девочка все более раскрывалась, ее рисунки уже не так разили глаз".

Вообще, по словам специалистов, цветная гамма может много чего рассказать о юных художниках. Да, красный будет символизировать агрессию, борьбу за выживание; синей - потребность в соединении с другими, спокойствие, пассивность; желтый - потребность в самосознании "я"; зеленый - цвет сдержки, ограничения защиты; помаранчевый - цвет неосуществимых реализаций, потребность заявить о себе; фиолетовый - слияние, отказ от собственного "я".

"Я заметила такую закономерность, - говорит госпожа Татьяна, - дети никогда не избирают краску черного цвета, хоть я всегда их кладу на стол. Но в процессе рисования в них нередко выходит цвет, очень близкий к черному".

Родители, не жмите на детей!

По словам госпожа Татьяны, по рисунку очень легко определить самооценку ребенка. Ребенок, у которого она занижена, будет рисовать в уголке листа незаметные каракули. Даже когда разрешено рисовать руками, то отпечатки все равно будут по углам. Зато деть с нормальной самооценкой полем для деятельности избирают центр листа, не боясь выходить за рамки.

"Я позволяю родителям быть присутствуют на занятиях, - рассказывает Татьяна Ящишин. - Хотя это не всегда идет на пользу. Ведь около очень суровой мамы ребенок чувствует себя неуверенно. Так было с Юлей - ее мама все время комментировала, где именно ей рисовать, чтобы и, не дай боже, что-то не вымазала. Девочка всегда рисовала маленькие несмелые фигуры на краях листа. Но когда однажды женщина осталась ожидать за дверью, то Юля нарисовала настоящий шедевр. На листке не было ни одного места, куда бы не коснулась ее кисть. Мама тогда поняла, что дочка лучше рисует в одиночестве, без ее "советов". После этого она уже больше не ходила с ребенком на занятие. С каждым вместе Юля проявляла незаурядные художественные способности, а осенью родители отдали ее в художественную школу".

Арт-терапия отличается от художественного творчества тем, которое не ориентируется на результат. Здесь важное значение имеет сам процесс самопознания и трансформации. К тому же она формирует творческое отношение ребенка к жизни и резким поворотам судьбы, а также умению видеть огромное количество вариантов достижения цели. Во время занятий дети апробируют разнообразные техники рисования. Это может быть мозаика, тактильные рисунки с привлечением шелковых нитей, губной помады, целлофановых пакетов, обычного шнурка или своих ладоней.

"Не следует ожидать от терапии арта мгновенного эффекта, - замечает госпожа Татьяна. - Для определенной проблемы нужно время, чтобы ее преодолеть. Это будет прослеживаться на протяжении многих рисунков, с каждым вместе картины будут иметь более спокойный и осмислениший содержание. Сам же ребенок не будет этого замечать, ей кажется, что она рисует так, как и раньше. Впрочем изменятся ее вкусы и поведение. Главное, чтобы за работой ребенка следил настоящий специалист, который проанализирует ее внутреннее состояние. И наступит время, когда ребенок "вырисует" свою проблему.

Кстати

По мнению известного американского психолога Абрахама Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самой актуализации и самовыражению, которое есть только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена. А искусство может быть способом ее возобновления.

СПРАВКА

Термин "арт-терапия" ввел Адриан Хилл (1938), описывая свою работу с туберкулезными больными в санаториях. Так называли все виды занятий искусством, которые проводили в больницах и центрах психического здоровья. Сегодня арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, которая основывается на искусстве, в первую очередь изобразительной деятельности. Метод эффективно действует в нескольких направлениях: помогает определить проблемы пациента, позволяет в особенной символической форме реконструировать конфликтную ситуацию и найти ее решение через переструктурування этой ситуации на основе творческих способностей субъекта.

Благодаря такому простому, на первый взгляд, способу взаимодействия, врач легко получает доступ к психопатологическим переживаниям ребенка. И не суть важно, насколько хорошим выйдет рисунок. Главным является процесс проекции, обсуждения и осознания конфликта, а этот результат достигается даже при самом простом проективному изображении проблем. Эта форма психотерапевтической работы идеально подходит для помощи детям, поскольку арт-терапия предоставляет ребенку возможность переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для незрелой психики способом. Эти методики позволяют погружаться в проблему ровно настолько, насколько человек готов к ее переживанию.

Главное меню

Строение и функции глаза


Проблемы со зрением

Лазерная коррекция зрения

Энциклопедия глазных болезней и состояний

Как уберечь зрение работая за компьютером

Методы улучшения зрения

Новинки фармацевтической индустрии

Ношение очков

Зрение Вашего ребенка

Спросить у врача

Интересно узнать


Рекламные ссылки

 


© Перепечатка материалов только при указании сайта http://www.eye-doctor.ru как первоисточника.

КОНТАКТЫ --- КАРТА САЙТА --- ПРАВИЛА И УСЛОВИЯ ---